Счетная палата выявила нарушения в работе Минсельхоза

0
183

Счетная палата проверила эффективность использования бюджетных средств, направленных с января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку «малых форм хозяйствования» в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Речь идет о помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также личным подсобным хозяйствам населения.

Такая поддержка осуществляется с 2013 года, государство предоставляет гранты начинающим фермерам, в частности, на развитие семейных животноводческих ферм, а сельскохозяйственным потребительским кооперативам дает гранты для «развития материально-технической базы».

Важное звено

По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было 205 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 5608 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сообщили в Минсельхозе.

При этом, по данным Всероссийской сельхозпереписи 2016 года, фактически осуществляют деятельность только 62% от общего количества хозяйств, около 11% хозяйств входят в сельхозкооперативы.

C каждым годом, отмечает Счетная палата, число крестьянских (фермерских) хозяйств сокращается: они меняют организационно-правовую форму (перерегистрируются в ООО, переходят в личные подсобные хозяйства), становятся частью крупных агрохолдингов, просто прекращают свою деятельность. Но при этом доля ферм в общем объеме производства сельхозпродукции, наоборот, увеличивается, указывает Счетная палата. В 2013 году вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей равнялся 8,9%, в 2017-м — уже 12,7%.

Основной инструмент поддержки — межбюджетные трансферты: из федерального бюджета регионам предоставляются субсидии на софинансирование их расходных обязательств, связанных с возмещением затрат и финансового обеспечения расходов сельхозпроизводителей. С 2017 года поддержка «малых форм хозяйствования» осуществляется в рамках единой субсидии: в федеральном бюджете заложены средства «на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК».

Несмотря на сформированную нормативно-правовую базу, которая регламентирует цели и условия предоставления господдержки как на федеральном, так и на региональном уровне, существуют «системные недостатки», констатирует в своем отчете аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс. Он приходит к выводу, что в госпрограмме нет системной оценки, насколько результативны предоставляемые субсидии, а размеры грантов и подходы к направлениям их использования меняются практически ежегодно. Например, в 2018 году целевые показатели госпрограммой развития сельского хозяйства не были предусмотрены, а эффективность использования субсидий оценивалась по показателям, определенным в соглашении между Минсельхозом и регионами.