Стремительно начали дорожать лекарства и продукты питания
два дня назад в 18:53, просмотров: 28983
Данных по февральской инфляции специалисты ждали с особым волнением: по прогнозам, именно в этот месяц мог случиться самый сильный взлет цен в России. Опасения сбылись лишь частично: собственно в феврале рост потребительских цен составил умеренные 0,4%, зато в годовом измерении инфляция разогналась уже до 5,2%. В правительстве уверены, что вскоре она начнет тормозить и к концу года вернется к плановому рубежу в 4%. Независимые эксперты в этом сомневаются и не видят оснований для замедления ценового взлета.
Февральские данные по инфляции, которые Росстат обнародовал как раз в разгар празднований Международного женского дня, оказались противоречивыми. Проправительственные источники торжественно сообщают, что инфляция в стране замедлилась. И имеют для этого основания: ведь в январе рост потребительских цен составил 1%, в декабре прошлого года — 0,8%. А в феврале 2019-го — всего лишь 0,4%.
Но специалисты знают: сравнивать инфляцию помесячно — не вполне корректно. Скажем, в феврале меньше дней, чем в других месяцах, зато в январе — больше выходных и праздничных. Поэтому более правильно сравнивать февраль с февралем прошлого года или вести счет в годовых измерителях. И здесь картина выглядит куда менее оптимистично. Ведь в феврале 2018-го инфляция составляла всего лишь 0,2%. А в годовом измерении тогда она находилась на рекордно низком за всю новейшую российскую историю уровне — 2,2%, а сейчас разогналась до 5,2% (по итогам января было 5%).
То есть никаких макроэкономических чудес не наблюдается: потребительские цены в России растут, и довольно существенно. Самое печальное, что среди лидеров месячного роста самые ходовые товары — продукты питания и медикаменты. Особенно сильно рванули вверх овощи, а также легендарные «макарошки» — практически все крупяные и макаронные изделия. Что касается лекарств, то, например, валидол за минувший месяц стал дороже на 5,8%, «Линекс» — на 2,3%. Среди прочих видов непродовольственных товаров на 3,0% подорожали свежесрезанные цветы, на 2,5% — кирпич, на 1,0–1,4% — бытовая техника, телевизоры, смартфоны, часы, сигареты с фильтром, спички…
Подобный подъем цен, причем именно в феврале, был ожидаем экспертами: его связывали с повышением НДС с 18% до 20%. И хотя налог подняли с 1 января, эффект должен был сказаться позже: ведь существенная часть продуктов и товаров распродавалась со складов по старым ценам.
Напомним, что и Минэкономразвития, и Центробанк в своих прогнозах ожидают нынешней весной разгона инфляции до годового уровня в 5,0–5,7%. И пока что показатель потребительских цен в эти границы укладывается. Но вот с дальнейшей его динамикой все уже не так однозначно. Ведомство Максима Орешкина прогнозирует инфляцию к концу 2019 года в 4,3%. А ЦБ и вовсе надеется ввести инфляцию к январю 2020-го в рамки своей цели (таргета) в 4%. Вот только непонятно, с чего вдруг инфляция начнет тормозить — ведь впереди новые факторы, которые наверняка сработают на ее разгон.
В частности, в конце марта заканчивается соглашение правительства с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин, и, судя по всему, продлевать его власти не планируют, надеясь на «невидимую руку рынка». Но в нашей стране эта «рука» почему-то всегда переписывает ценники в одну сторону — повышения. А если подорожает топливо, то это скажется на себестоимости всех товаров, и цены по цепочке пойдут вверх. А там не за горами второе в этом году, июльское, повышение тарифов ЖКХ — на 2,4%, и это еще один драйвер роста всех потребительских цен.
Наконец, свой вклад в инфляцию может внести и рубль, который пока радует своей стабильностью. Но впереди новые американские санкции, которые, например, в прошлом году изрядно подкосили курс российской национальной валюты. Не исключено, что то же самое будет наблюдаться на валютном рынке и в ближайшие месяцы. Не случайно Минэкономразвития на днях изменило прогноз по курсу на 2019 года с 63,9 до 66 рублей за доллар. А когда падает рубль — инфляция в России, как известно, всегда взлетает.
Так что уповать на снижение цен в дальнейшем российскому потребителю не приходится, считает доктор экономических наук, постоянный эксперт «МК» Игорь Николаев. «Рост цен подогревают и инфляционные ожидания населения, которые ранее недооценивали. Недавно Центробанк РФ признал важность этого фактора. При высоких ожиданиях производители и продавцы товаров повышают цены в более быстром темпе», — сказал экономист. По его мнению, плановые показатели ЦБ и Минэкономразвития по инфляции будут превышены. «Мы ожидаем инфляции более 6% по итогам 2019 года», — дал прогноз Николаев.
No responses yet