Чиновники не сошлись во мнении по поводу финансовой привлекательности России
15.04.2019 в 17:00, просмотров: 5839
План по увеличению прямых инвестиций в Россию до 25% от ВВП обречен на провал. Как заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, виной тому будут как санкции и рост налогов, так и подмоченная инвестиционная репутация нашей страны Одной из причин этого Кудрин, в частности, назвал арест Майкла Калви, крупного американского бизнесмена, работающего в России, и даже лично знакомого с президентом Путиным. С Кудриным поспорил министр экономики Максим Орешкин, связавший снижение инвестиций вовсе не с бизнес-климатом, а с сокращением добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ и оттоком капитала.
Пессимистические прогнозы относительно снижения инвестиций в Россию глава Счетной палаты озвучил на «вражеской» территории — в кулуарах встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне. По его словам, отношение инвестиций к ВВП страны сократилось с 21,4% в 2017-м до 20,6% в 2018 году, что оказалось даже ниже значения 2011 года. Кудрина считает, что прошлый год оказался показательным — инвестиции заметно упали. «План, скорее всего, не будет выполнен», — заявил он.
Задачу по увеличению инвестиций в основной капитал России к 2024 году до 25% от ВВП, о которой говорит Кудрин, перед правительством поставил Путин в своих майских указах 2018 года. Представители кабинета министров ранее заявляли, что достижение этой цели им по силам, однако инвестиционный прорыв пока натыкается на ряд преград. Одни из них связаны с геополитикой, другие с внутренними проблемами нашей экономики. Как отмечает Кудрин, главными препонами являются рост фискальных сборов, санкции, которыми Вашингтон продолжает терроризировать Москву, и снижение инвестиционной привлекательности России в глазах международных инвесторов.
По первым двум пунктам спорить с главой Счетной палаты не представляется возможным. С 1 января 2019 года налог на добавленную стоимость (НДС) в России вырос с 18% до 20%. Рост фискальной составляющей всегда неприятна для зарубежных вкладчиков — в Сингапуре, Таиланде и Малайзии, экономики которых считаются наиболее развивающимися, НДС составляет всего 5-8%.
Санкционная причина снижения вложений в экономику нашей страны также вполне очевидна — помимо прочих ограничений, конгрессмены США намерены запретить ряду государственных российских компаний проводить долларовые операции через американские банки, а также отключить финансовые организации нашей страны от международной системы расчетов SWIFT. Ранее эксперты Института Гайдара прогнозировали, что отказ иностранцев работать с Россией напрямую, а не через оффшоры, и новая санкционная атака приведут к снижению российского ВВП, инвестиций, экспорта и импорта на 0,4-0,6%.
Третий пункт претензий Кудрина — снижение доверия зарубежного финансового сообщества к нашей стране. Его причиной он назвал арест основателя управляющего фонда прямых инвестиций Baring Vostok в Москве Майкла Калви. Его обвиняют в мошенничестве и хищении 2,5 млрд рублей у акционеров банка «Восточный». Даже перевод Калви под домашний арест, по мнению Кудрина, вряд ли окажет существенное влияние на настроения бизнеса: имидж нашей страны уже испорчен.
Далеко не все руководители экономического блока правительства России согласны с подобными обвинениями. Например, если верить Максиму Орешкину, падение инвестиционного потока связано с ограничениями по сокращению добычи нефти, которые взяла на себя Россия в рамках сделки с «ОПЕК+». «Нет возможности наращивать добычу — скромнее инвестиции», — объясняет министр.
Как полагает глава направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, претензии Кудрина превалируют над оправданиями Орешкина. «Сокращение добычи, конечно, сказалось на планах нефтяных компаний. Однако подобные инвестиционные параметры заранее закладываются компаниями в финансовые документы. Скорее, можно отмечать снижение потребительского спроса в России, вследствие которого можно увидеть и падение производительности отечественных предприятий». По мнению эксперта, главным образом, сокращение инвестиционной привлекательности России связано с непонятным будущим в отношении российского предпринимательства. «Ставя задачу по привлечению зарубежных инвестиций, чиновники не заботятся об отечественных бизнесменах. Повышение НДС — лишнее тому доказательство. Неизвестно, на какие меры господдержки можно будет рассчитывать. Вложив 3 млрд рублей в российский бизнес, отдачу можно получить не ранее 5 лет. Именно такой вариант российским властям стоит гарантировать инвесторам для сохранения инвестиционной привлекательности», — считает Масленников.
No responses yet