Поддержат ли власти инвесторов, которым предстоит вкладываться в эти суровые территории

23.05.2019 в 14:58, просмотров: 1857

На обсуждение общественности представлен законопроект «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ», подготовленный Минвостокразвития. Представления ведомства о реальном  стимулировании арктических первопроходцев  вызвали некоторое недоумение специалистов. В  частности, для нефтяного сектора, на которых возложена основная обязанность по развитию инфраструктуры этой зоны и от которых в последующем ожидается основной экономический эффект от освоения территории, не предусмотрены эффективные налоговые льготы.

Импульс этой инициативе был задан поручением президента страны от 27 марта. Пришла пора, во-первых, определить границы и статус Арктической зоны и, во-вторых и в-главных, — принципы ее освоения инвесторами и предпринимателями, поскольку поставленная президентом задача предусматривает достижение к 2024 году такого показателя, как 80 миллионов тонн грузопотока по Северному морскому пути.

С первым пунктом у авторов законопроекта все получилось. Зафиксированные границы региона проходят по сухопутным территориям Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Чукотского  и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также части территорий Республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края, а также примыкающих к ним внутренних морских вод и территориального моря РФ,  плюс арктический континентальный шельф РФ. По статусу зона отнесена к категории территорий опережающего социально-экономического развития, что подтверждается выбором управляющей компании для  нее — «Корпорации развития Дальнего Востока». Иными словами, в Арктике планируется применять те же механизмы поддержки инвестпроектов, что и на  восточных территориях.

Однако к содержанию второго, главного пункта — определению экономических стимулов для первопроходцев суровой арктической зоны — у экспертов появились большие вопросы. Ведь если, к примеру, о развитии инфраструктуры на том же Дальнем Востоке можно сказать, что это делается (будет делаться) «в чистом поле», то относительно Арктики то же самое предполагается  реализовывать «на голой льдине». Разница существенная.

Основная ставка в освоении территории делается на разработку арктических добычных месторождений с задействованием прямого канала сбыта по Северному морскому пути. Это колоссальная ресурсная база. По некоторым оценкам, только на суше — это 5-10 млрд тонн нефтяного эквивалента. «Российские нефтяники давно уже связывают большие надежды с этими циклопическими месторождениями. Однако следует понимать, что добыча в Арктике — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса – сложная и очень дорогая инфраструктура и техника», — указывает директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Между тем, если удастся справиться со сложнейшей задачей освоения Арктики, мультипликативный экономический эффект, по расчетам независимых экспертов, может на горизонте до 2038 года превысить 30 трлн рублей, вдохнув жизнь и в смежные отрасли российской экономики, такие как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение.

Цена вопроса не просто вдохновляет, а практически окрыляет. И, по идее, должно быть понятно, что первопроходцев этой суровой зоны (которые, по совместительству, сыграют роль локомотива реального экономического роста для флагманских отраслей) следует весьма ощутимо стимулировать. «Без стимулов не будет инвестиций, а наиболее перспективные проекты требуют огромных капиталовложений. Следует понимать, что без привлекательного и предсказуемого налогового режима инвесторов не найти.  В Арктике добиться приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом. Такие проекты, повторюсь, требуют колоссальных инвестиций — в сотни миллиардов рублей — и беспрецедентных мер государственной поддержки», — подтверждает Алексей Мухин. «Без государственного стимулирования, предполагающего создание особых фискальных условий, компании не смогут обеспечить необходимый для арктических проектов объем инвестиций. А это ставит под угрозу выполнение задачи президента», — соглашается старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Эксперты имеют в виду, прежде всего, налоговые льготы. «Только в случае создания максимально комфортного налогового режима, в том числе введения нулевой ставки НДПИ для проектов по добыче углеводородов в Арктической зоне и интегрированных с ними проектов-доноров, Россия сможет приступить к полномасштабному освоению месторождений в Арктике, причем как на суше, так и на шельфе», — уточняет Сергей Суверов. «Источником финансирования новых проектов в Арктике могли бы стать успешные действующие проекты, входящие с ними в единый кластер. Очевидно, что от таких проектов-доноров потребуются колоссальные капвложения в инфраструктуру и проведение геологических работ, необходимых для освоения новых месторождений. Очевидно также, что эти затраты можно компенсировать с помощью льготной ставки НДПИ», — солидарна управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Однако на налоговых преференциях авторы законопроекта, похоже, решили сэкономить. По оценке экспертов, предложена некая калька тех механизмов, которые были разработаны для поддержки инвестпроектов на Дальнем Востоке. Хотя этот регион абсолютно некорректно сравнивать с Арктикой, где добычные проекты требуют сложнейших, зачастую революционных и крайне затратных технологических решений.

«Абсолютно отсутствует логика в предложении сохранить нулевую ставку НДПИ для СПГ-проектов (арктические проекты Новатэка и так не выплачивали НДПИ), а для проектов по добыче углеводородов — ввести ставку 0,15. Это, заметим, существенная разница: ведь при ставке 0,15 компания должна выплачивать примерно 1800 рублей с тонны сырья. К тому же критерии отбора проектов, получающих такие стимулы, по предложению Минвостокразвития, должны еще быть утверждены правительством. А это означает, что критерии будут прописаны не в законе, а в постановлении правительства, что позволит при случае легко изменить их. Закон отменить непросто, постановление же правительства перестает действовать с принятием нового постановления. Следовательно, любой проект может быть произвольно исключен из списка «приоритетных» и потерять государственную поддержку, что означает отсутствие предсказуемых и неизменных налоговых и правовых условий», — подчеркивает директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. «В предложенном законопроекте нулевая ставка НДПИ для них начинает действовать лишь после того, как вся инфраструктура на новых месторождениях уже создана. Это – парадоксально, ведь процесс создания инфраструктуры занимает длительный срок, и никто не согласится все это время инвестировать колоссальные средства, не получая взамен никаких стимулов. Как ослик, которого всё дальше и дальше заманивают морковкой, не давая ему, при этом, ни кусочка», — солидарна Екатерина Косарева.

«Единственным бенефициаром проекта, — по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, — выступает Новатэк, для СПГ-проектов которого подтверждается нулевая ставка НДПИ. Для остальных проектов вводятся коэффициенты, фактически не позволяющие приступить к их реализации. Предоставление стимулов также обуславливается наличием готовой инфраструктуры. Значит, привлечь инвестора в проект без инфраструктуры уже невозможно. А это ведь практически все арктические проекты. Ни один инвестор в здравом уме не будет вкладывать средства под обещание льгот в далёком будущем, когда будет создана инфраструктура, требующая колоссальных затрат».

Между тем, напомним, на кону — исполнение поручения президента. Но не в бюрократическом понимании «написать бумажку, поставить галочку», а в содержательном. Инвесторов, готовых осваивать Арктику, в том числе способных обеспечить добычу углеводородов в суровых условиях и отраженным светом стимулировать рост экономики в целом, следует стимулировать реально.

Общественное обсуждение законопроекта Минвостокразвития завершится 3 июня. Хотелось бы надеяться, что экспертные оценки помогут при разработке действенных инструментов поддержки предпринимательства и инвестиций в Арктике.

tags

No responses yet

Добавить комментарий