Великая миссия или попытка избавиться
19.10.2018 в 17:39, просмотров: 10731
Не успевшие выйти на пенсию в связи с поднятием пенсионного возраста граждане предотвратят дефицит рабочей силы, который образовался бы через несколько лет. А произошел бы он из-за уменьшения общей численности россиян: по демографическому прогнозу Росстата до 2035 года жителей нашей страны станет на 2,9 млн человек меньше. К такому выводу пришел Центробанк в очередном выпуске информационного бюллетеня «О чем говорят тренды». Проще говоря, число работающих прибавится, а получателей пенсии — убавится: словом, сплошной праздник для экономики. Вот только самим возрастным работникам придется искать работу или удерживаться на старом месте, а далеко не все работодатели будут этому рады.
Вышедшие на рынок труда предпенсионеры помогут стабилизировать соотношение работающих и неработающих россиян, что снизит темпы сокращения численности экономически активного населения. Без повышения пенсионного возраста численность пенсионеров увеличилась бы к 2035 году с нынешних 38 млн на 5,6 млн человек. С принятием реформы это число сократится на 3,4 млн человек — до 33-34 млн, что положительно повлияет на рынок труда, говорится в исследовании ЦБ.
Благодаря тому, что несостоявшиеся пенсионеры продолжат работать, снижение численности экономически активного населения в ближайшие пять лет составит 0,3% вместо 0,8% в сценарии без пенсионной реформы, а в перспективе еще десяти лет — 0,2% вместо 0,3%. На фоне того, что сейчас в России фиксируется исторически низкий уровень безработицы (4,5%) сильное снижение численности трудоспособных граждан может привести к дефициту рабочей силы.
Великая миссия новой страты нашего общества — предпенсионеров — спасти рынок труда от нехватки рабочих рук ясна, однако пока не совсем понятно, выполнима ли она на практике. С одной стороны, государство обещает множество льгот и гарантий «возрастным» сотрудникам: бесплатные медосмотры, помощь в трудоустройстве и уголовную ответственность для работодателей за увольнение, программы переквалификации за счет государства, повышение пособий по безработице, льготы по налогам и оплате проезда на транспорте. С другой стороны, из-за нестабильной экономической ситуации безработица может в любой момент повыситься, дефицит рабочих мест исчезнет. Кроме того, сейчас на рынке труда востребованы профессии, связанные с высокими технологиями, которые быстро и качественно освоить людям старшего поколения не помогут даже программы повышения квалификации.
К слову, проект федеральной программы повышения квалификации граждан предпенсионного возраста разработал Минтруд. Она рассчитана на три месяца с отрывом от основной работы, на это время обучающимся будет выплачиваться стипендия в размере региональной минимальной зарплаты. Средняя стоимость одного курса составит 33 тыс рублей, а все расходы возьмет на себя государство: ежегодно планируется выделять из бюджета на эти цели 5 млрд рублей. Предполагается, что до конца 2024 года профессиональное переобучение пройдут 450 тыс предпенсионеров. При этом речь идет не об освоении новой профессии, а лишь об «обогащении» имеющихся навыков, в частности, пожилым людям обещают развить их коммуникативные навыки, научить наставничеству и информационному обмену.
Вместе с тем, опрос одного из рекрутинговых порталов показал, что каждый четвертый пожилой работник хочет не «прокачивать» навыки, а освоить новую профессию, например, IT-специалиста, интернет-маркетолога, бухгалтера — трех месяцев на это явно не хватит.
Однако, одного стремления возрастных работников быть полезными не достаточно для трудоустройства: далеко не все работодатели стремятся брать на работу пожилых. Как показало исследование консалтинговой компании «Институт Адизеса», треть российских компаний вообще не намерены трудоустраивать людей предпенсионного возраста и столько же примут их на работу лишь при условии высокой квалификации соискателя. Данные исследования демонстрируют, что на российском рынке труда сохраняется возрастная дискриминация. Опрос другого аналогичного портала подтверждает это: 81% работодателей признают, что такая проблема существует в производственной практике и что они охотнее на работу берут людей младше 45 лет. А ведь, в отличие от увольнения, от отказа в принятии на работу государство никак не сможет защитить пожилых.
Впрочем, эксперты опасаются, что бизнес найдет лазейки и для обхода закона об уголовной ответственности за увольнение предпенсионеров. Например, работодателю никто не помешает уволить сотрудника за нарушение трудовой дисциплины. «В этом случае доказать причинно-следственную связь будет проблематично, — говорит юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Елена Супонина, — В трудовом законодательстве большой перечень оснований для увольнения: при желании, даже к самого исполнительному сотруднику можно придраться». Например, поводом уволить сотрудника считается его отсутствие на рабочем месте в течение 4 часов. Вполне может случиться, что пожилой работник почувствовал недомогание и всего лишь отпросился пораньше: за это он вполне может лишиться места.
No responses yet